Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения.
Основная задача логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на следующие ступени обучения. В противном случае стойкие специфические ошибки письма и чтения будут осложнять их учебно-познавательную деятельность.
Письменная речь — одна из форм существования языка, вторичная, более поздняя по времени ее возникновения, чем устная речь. И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но, в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения. В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо.
Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.
Кратчайшая единица речи, в соответствии с этим, может быть представлена условно следующим образом.
«Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков».
Собственно письмо включает ряд специальных операций:
- Анализ звукового состава слова, подлежащего записи
- Определение последовательности звуков в слове.
- Уточнение звуков, т.е. Превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки — фонемы.
- Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т.е. В зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов.
- «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).
Речедвигательный анализатор