Главная » Статьи » Мои статьи

Как развивать фонематический слух

Первый этап заключается в обучении различать неречевые звуки, то есть те, которые мы слышим, но не умеем произносить.

Что звучит?

В этой игре есть три этапа по сложности различения звуков:

 1. Барабан, колокольчик или погремушка?

 2. Связка ключей, деревянные ложки или шелест бумаги?

 3. Запакованные в коробочки макароны, рис или манка?

 Угадай, на чем играю.

Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, бубном, пианино, дудочкой, свистком.  Демонстрирует их звучание. Затем убирает игрушки за ширму. Сыграв на одной из них, просит детей угадать, что звучало.

 Слышим звон и знаем, где он.

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту,  откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Только после того как ребенок легко и непринужденно сможет различать неречевые звуки, можно переходить к  более сложным упражнениям.

Даем элементарное представление о звуке. Объясняем, что один и тот же звук может  звучать по-разному.

 А-А-А — покажи горло врачу

 А-А-А — покачай куклу

 А-А-А — тебе больно

 O-O-O — стонет бабушка

 О-О-О—потянулся папа

 О-О-О— поет певец

Сначала ребенок сам учится воспроизводить звук, а потом за него это делает взрослый, а он отгадывает, что в данный момент происходит.

Отгадай, кто говорит

В гости пришли животные: кошка с котенком, собака со щенком, мышь с мышонком, утка с утенком.  Продемонстрируйте, кто как говорит (мама — более грубым голосом, ребенок – тоненьким). А потом играем в прятки: все сидят тихо, и вдруг кто-то заговорил. Сначала пусть ребенок выступит в роли животных, а потом он будет отгадывать.

Прежде всего, мы должны научить ребенка слышать звуки нашей речи, научить определять, из каких звуков состоят слова, которые мы произносим.

Вот примерная игра: Поиграем с малышом в «жуков». Вот жучки расправили крылья и полетели: ж-ж-ж. Дети бегают по комнате, машут ручками и с удовольствием жужжат. «Какую песенку поет жук?» — спрашивает взрослый. «Ж-ж-ж», — отвечают дети. «Давайте скажем слово "жук" так, чтобы услышать эту песенку: ж-ж-жук. Дети охотно повторяют слово, жужжат, вслушиваются в песенку жука. «А давайте послушаем, есть ли песенка жука в других словах? Крыж-ж-ж-жовник. Есть! А в слове нож-ж-ж-жницы? Тоже есть! Ж-ж-жаворонок. И в этом слове жук поет свою песенку! А в слове бабочка? Давайте послушаем: бабочка. Поет в этом слове жук песенку? Нет!»

 «Звенит» - «Жужжит»

Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками «З» и «Ж». затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть «З», ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует «Ж»: «Жужжит».

От звукоподражания переходим к словам. Теперь можно попробовать выделить звук в потоке произносимых. Сначала пусть ребенок следит за вашей артикуляцией, постепенно делайте ее менее выразительной и в конце концов прикройте рот или отвернитесь, чтобы в определении звука участвовал только слух. Начинать нужно с гласных или тех согласных, которые можно произнести протяжно:

Найди [а] среди звуков: УАОИРСЭАМА

 Найди [ш] среди звуков: АОШСУШОНШ

ПОЙМАЙ ЗВУК

Звук [Р]

«Хлопни, когда услышите звук [Р]

Звуки: а, о, р, м, у, р, н, р, а, с, ы, ш.

Слоги: ра, ла, та, ры, мы, вы, ло, ро, со, щу, лу, ру.

Слова: рама, лампа, дача, лыжи, рыжий, дыня, домик, лодка, роза, лужа.

 «Где в этом слове находится звук [Р]? (после каждого найденного слова со звуком) 

ЗВУК [Л]

Звуки: А, л, р, о, л, р, р, л, н, у, л, л, р.

Слоги: Ра, ла, да, ды, ры, лы, ло, ро, дро, ну, лу, ду.

Слова: Лампа, ранка, дайте, лыжи, Рыжик, дышит, лоси, росы, носит, лужа.

ЗВУК [С]

Звуки: С, з, а, с, с, ц, з, з, о, с, з, с, у, с.

Слоги: Са, сы, за, ши, со, ло, шо, су, зу, шу.

Слова: сани, шарик, занят, сыро, зыбь, шире, сок, зонт, шорох, сутки, шутка.

ЗВУК [З]

Звуки:, з, ж, а, з, з, с, ц, з, з, ж, о, з, с, з, у, з.

Слоги: зы, са, жи, зо, ло, жо, зу, су, цу.

Слова: 3ал, сани, жать, зыбь, жить, сыпь, зорька, сойка, жёрдочка, зубы.

ЗВУК [Ш]

Звуки: ш, ж, а, ш, з, ш, щ, ш, ш, ж, щ, з, ш, у, ш.

Слоги: ша, ши, жа, жи, шо, ро, жо, шу, су, шу.

Слова: шапка, жарко, санки, жидкий, шире, сын, шорох, со­рок, шуба, сутки.

ЗВУК [Ж]

Звуки: ж, ш, ж, з, ж, ш, щ, ш, ж, з, а, ж, о, ж, ж.

Слоги: а, ша, за, зы, ши, жи, шо, жо, зо, зу, шу, жу.

Слова: зал, сани, жать, зыбь, жить, сыть, зорька, сойка, жёр­дочка, суп, жук .

ЗВУК [Ч]

Звуки: а, щ, ч, ш, щ, щ, ч, о, у, щ, ч, у, ч.

Слоги: ащ, ач, аш, эш, эч, эщ, оч, ощ, ущ, уш, уч.

Слова: плащ, ваш, плач, вещь, ешь, клещ, меч, ночь, брошь, луч, плющ.

ЗВУК [Щ]

Звуки: а, щ, ч, ш, щ, щ, ч, о, у, щ, ч, у, ч.

Слоги: ащ, ач, аш, эш, эч, эщ, оч, ош, ущ, уш, уч.

Слова: плащ, ваш, плач, вещь, ешь, клещ, меч, ночь, брошь, луч, плющ.

 

Если ребенок справляется с заданием, можно предложить ему для анализа несколько слов с первым гласным звуком.  Сначала пусть первый звук будет ударным, потом безударным, а затем придет время и согласных. Например: если услышишь звук [а], хлопни в ладоши.

 МИР, СТОЛ, АНЯ, СУП, АСТРА, БОРЩ, АЛЛА, АНАНАС, ДОМ, АВТОБУС, СОК, РУКИ, АНТОН.

Существует определенная последовательность в которой необходимо отрабатывать звуки, то есть выделяем наличие звуков в звуковых рядах, слогах, словах

  • гласные У,А,И,Э,О,Ы
  • согласные раннего онтогенеза П, П’, Т, К, К’, Л’, Х, Х’
  • согласные позднего онтогенеза Ц, Т’, Б, Б’, Р, Р’, Д, Д’, Г, Г’, Ш, Ж, Л, Ч, Щ

364676.png

 

Практическое  обучение звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. так при анализе слова сыр произносим: сссыр, сыыыр, сыррр но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слово вслух, поэтому необходимо показать им слово в предметном плане, представив его звуковую структуру в виде модели

  • анализ и ситнез обратных слогов АП, УТ, ОК, ОС
  • анализ и синтез прямых слогов СА, СУ, СО
  • анализ и синтез закрытых слогов САС
  • анализ и синтез слогов со стечением согласных СТА, СТУ, СКА
  • анализ односложных трех звуковых слов МАК, СУП, КОТ
  • анализ двусложных слов ЗУБЫ
  • анализ односложных слов со стечением согласных в начале слова и в конце СТОЛ
  • двусложных слов типа КОШКА, КАТОК

После таких упражнений самое время поработать над слуховой памятью. 

     Что это такое? Это способность упорядочивать услышанные звуки, составляя из них слова. Здесь нужно услышать не только наличие звука в слове, но и порядок звуков в слове. Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:

ТОК-ТУК-ТАК

ДАМ-ДОМ-ДЫМ

БАТОН-БУТОН-БЕТОН

БУДКА-ДУДКА-УТКА

Важно научить детей подбирать рифмы. Ведь тогда он сможет улавливать подобность звукового состава разных слов.  Для этого сначала нужно поиграть в такую игру.

«Футбол» 

Представьте, что вы пришли на стадион. Ребенок—болельщик одной из команд. Хлопаем и кричим (скандируем) слова: по-бе-да, мо-лод-цы, за-би-вай, ско – рей, спе¬ши, у-ра.

 Эта игра научит делить на слоги слова. Далее пробуем посчитать количество хлопков (слогов), учим сравнивать слова по слоговому составу.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Орешек (23.01.2015)
Просмотров: 520 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: