Главная » Статьи » Мои статьи |
Первый этап заключается в обучении различать неречевые звуки, то есть те, которые мы слышим, но не умеем произносить. Что звучит? В этой игре есть три этапа по сложности различения звуков: 1. Барабан, колокольчик или погремушка? 2. Связка ключей, деревянные ложки или шелест бумаги? 3. Запакованные в коробочки макароны, рис или манка? Угадай, на чем играю. Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, бубном, пианино, дудочкой, свистком. Демонстрирует их звучание. Затем убирает игрушки за ширму. Сыграв на одной из них, просит детей угадать, что звучало. Слышим звон и знаем, где он. Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление. Только после того как ребенок легко и непринужденно сможет различать неречевые звуки, можно переходить к более сложным упражнениям. Даем элементарное представление о звуке. Объясняем, что один и тот же звук может звучать по-разному. А-А-А — покажи горло врачу А-А-А — покачай куклу А-А-А — тебе больно O-O-O — стонет бабушка О-О-О—потянулся папа О-О-О— поет певец Сначала ребенок сам учится воспроизводить звук, а потом за него это делает взрослый, а он отгадывает, что в данный момент происходит. Отгадай, кто говорит В гости пришли животные: кошка с котенком, собака со щенком, мышь с мышонком, утка с утенком. Продемонстрируйте, кто как говорит (мама — более грубым голосом, ребенок – тоненьким). А потом играем в прятки: все сидят тихо, и вдруг кто-то заговорил. Сначала пусть ребенок выступит в роли животных, а потом он будет отгадывать. Прежде всего, мы должны научить ребенка слышать звуки нашей речи, научить определять, из каких звуков состоят слова, которые мы произносим. Вот примерная игра: Поиграем с малышом в «жуков». Вот жучки расправили крылья и полетели: ж-ж-ж. Дети бегают по комнате, машут ручками и с удовольствием жужжат. «Какую песенку поет жук?» — спрашивает взрослый. «Ж-ж-ж», — отвечают дети. «Давайте скажем слово "жук" так, чтобы услышать эту песенку: ж-ж-жук. Дети охотно повторяют слово, жужжат, вслушиваются в песенку жука. «А давайте послушаем, есть ли песенка жука в других словах? Крыж-ж-ж-жовник. Есть! А в слове нож-ж-ж-жницы? Тоже есть! Ж-ж-жаворонок. И в этом слове жук поет свою песенку! А в слове бабочка? Давайте послушаем: бабочка. Поет в этом слове жук песенку? Нет!» «Звенит» - «Жужжит» Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками «З» и «Ж». затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть «З», ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует «Ж»: «Жужжит». От звукоподражания переходим к словам. Теперь можно попробовать выделить звук в потоке произносимых. Сначала пусть ребенок следит за вашей артикуляцией, постепенно делайте ее менее выразительной и в конце концов прикройте рот или отвернитесь, чтобы в определении звука участвовал только слух. Начинать нужно с гласных или тех согласных, которые можно произнести протяжно: Найди [а] среди звуков: УАОИРСЭАМА Найди [ш] среди звуков: АОШСУШОНШ ПОЙМАЙ ЗВУК Звук [Р] «Хлопни, когда услышите звук [Р] Звуки: а, о, р, м, у, р, н, р, а, с, ы, ш. Слоги: ра, ла, та, ры, мы, вы, ло, ро, со, щу, лу, ру. Слова: рама, лампа, дача, лыжи, рыжий, дыня, домик, лодка, роза, лужа. «Где в этом слове находится звук [Р]? (после каждого найденного слова со звуком) ЗВУК [Л] Звуки: А, л, р, о, л, р, р, л, н, у, л, л, р. Слоги: Ра, ла, да, ды, ры, лы, ло, ро, дро, ну, лу, ду. Слова: Лампа, ранка, дайте, лыжи, Рыжик, дышит, лоси, росы, носит, лужа. ЗВУК [С] Звуки: С, з, а, с, с, ц, з, з, о, с, з, с, у, с. Слоги: Са, сы, за, ши, со, ло, шо, су, зу, шу. Слова: сани, шарик, занят, сыро, зыбь, шире, сок, зонт, шорох, сутки, шутка. ЗВУК [З] Звуки:, з, ж, а, з, з, с, ц, з, з, ж, о, з, с, з, у, з. Слоги: зы, са, жи, зо, ло, жо, зу, су, цу. Слова: 3ал, сани, жать, зыбь, жить, сыпь, зорька, сойка, жёрдочка, зубы. ЗВУК [Ш] Звуки: ш, ж, а, ш, з, ш, щ, ш, ш, ж, щ, з, ш, у, ш. Слоги: ша, ши, жа, жи, шо, ро, жо, шу, су, шу. Слова: шапка, жарко, санки, жидкий, шире, сын, шорох, сорок, шуба, сутки. ЗВУК [Ж] Звуки: ж, ш, ж, з, ж, ш, щ, ш, ж, з, а, ж, о, ж, ж. Слоги: а, ша, за, зы, ши, жи, шо, жо, зо, зу, шу, жу. Слова: зал, сани, жать, зыбь, жить, сыть, зорька, сойка, жёрдочка, суп, жук . ЗВУК [Ч] Звуки: а, щ, ч, ш, щ, щ, ч, о, у, щ, ч, у, ч. Слоги: ащ, ач, аш, эш, эч, эщ, оч, ощ, ущ, уш, уч. Слова: плащ, ваш, плач, вещь, ешь, клещ, меч, ночь, брошь, луч, плющ. ЗВУК [Щ] Звуки: а, щ, ч, ш, щ, щ, ч, о, у, щ, ч, у, ч. Слоги: ащ, ач, аш, эш, эч, эщ, оч, ош, ущ, уш, уч. Слова: плащ, ваш, плач, вещь, ешь, клещ, меч, ночь, брошь, луч, плющ.
Если ребенок справляется с заданием, можно предложить ему для анализа несколько слов с первым гласным звуком. Сначала пусть первый звук будет ударным, потом безударным, а затем придет время и согласных. Например: если услышишь звук [а], хлопни в ладоши. МИР, СТОЛ, АНЯ, СУП, АСТРА, БОРЩ, АЛЛА, АНАНАС, ДОМ, АВТОБУС, СОК, РУКИ, АНТОН. Существует определенная последовательность в которой необходимо отрабатывать звуки, то есть выделяем наличие звуков в звуковых рядах, слогах, словах
Практическое обучение звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. так при анализе слова сыр произносим: сссыр, сыыыр, сыррр но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слово вслух, поэтому необходимо показать им слово в предметном плане, представив его звуковую структуру в виде модели
После таких упражнений самое время поработать над слуховой памятью. Что это такое? Это способность упорядочивать услышанные звуки, составляя из них слова. Здесь нужно услышать не только наличие звука в слове, но и порядок звуков в слове. Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке: ТОК-ТУК-ТАК ДАМ-ДОМ-ДЫМ БАТОН-БУТОН-БЕТОН БУДКА-ДУДКА-УТКА Важно научить детей подбирать рифмы. Ведь тогда он сможет улавливать подобность звукового состава разных слов. Для этого сначала нужно поиграть в такую игру. «Футбол» Представьте, что вы пришли на стадион. Ребенок—болельщик одной из команд. Хлопаем и кричим (скандируем) слова: по-бе-да, мо-лод-цы, за-би-вай, ско – рей, спе¬ши, у-ра. Эта игра научит делить на слоги слова. Далее пробуем посчитать количество хлопков (слогов), учим сравнивать слова по слоговому составу.
| ||||
Просмотров: 520 | |
Всего комментариев: 0 | |