Главная » Статьи » Мои статьи

Нарушение сонорных звуков

Нарушения произношения звуков [Р] и [Р’]

  1. Отсутствие звука.

  2. Замена звуков [Р] и [Р’] другими звуками (параротацизмы), например, звуком [Й] (варианты: звуками [В], [Г], [Л], [Л’], [Ы]).

  3. Горловое произношение звука [Р] (картавость) – в настоящее время очень распространённый дефект речи, который очень часто остаётся на всю жизнь. Горловое произношение, увы, можно встретить даже у людей публичных, выступающих на широкую аудиторию. К сожалению, такой дефект речи встречается даже у учителей и воспитателей детских садов, где, казалось бы, чистая речь должна служить одним из признаков профессионализма. Родителям очень легко проверить, правильно ли ребёнок произносит звук [Р]: достаточно попросить ребёнка открыть рот и потянуть звук. Если кончик язычка остаётся внизу, вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а маленького язычка или мягкого нёба. Иногда ребёнок мягкий звук [Р’] произносит кончиком языка ([Р’] одноударное, язычок один раз ударяет в альвеолы), а твёрдый – нет. Конечно, горловое произношение считается правильным во французском, немецком языках, но мы говорим о нормах русского языка. Как правило, горловое произношение звука [Р] исправляется с трудом: поставленный звук трудно вводится в собственную речь ребёнка, но это всё очень индивидуально. Многое зависит и от индивидуальных особенностей ребёнка и от отношения родителей, их заинтересованности в коррекционной работе.

  4. Боковое произношение звука [Р], когда колебание достигается вибрацией боковой стороны языка. Иногда даже видно, как дрожит щека. Такой дефект встречается не так часто, но всё-таки встречается.

  5. Носовое произношение звука [Р] (звучание похоже на сочетание НГ), воздушная струя выходит через нос, а не через рот. Достаточно редкий дефект речи.

  В некоторых логопедических литературных источниках одноударное [Р], когда кончик языка может сделать только одинарный удар об альвеолы и не способен воспроизвести раскатистое звучание, тоже считается нарушением произношения звука [Р]. Наверное, с этим можно поспорить, так как в повседневной речи мы как раз используем одноударный [Р], никто в своей речи [Р] специально не РРРАСТЯГИВАЕТ, а очень часто у ребёнка со стёртыми формами дизартрии это единственный шанс поставить звук [Р], начиная работать над одноударным произнесением звука. Часто, после того, как мышцы кончика языка укрепляются, у ребёнка самостоятельно появляется раскатистое произношение звука [Р].

 

Нарушения произношения звуков [Л] и [Л’]

  1. Как правило, звук [Л’] заменяется звуком [Й] (Йена, Кйетка и т.п. Иногда и твёрдый звук [Л] заменяется на [Й] (ЙАПА вместо ЛАПА и т.п.)

  2. Звук [Л] пропускается или заменяется на звук [В] (встречается достаточно часто), иногда на [У], [Ы] или [Г].

  3. Носовое произношение звука (встречается редко): язык прикасается задней частью к мягкому нёбу, воздушная струя проходит через нос. Слышатся нечёткие звуки НГ.

  Нужно особо отметить, что именно дефектное произношение звука [Л] часто остаётся на всю жизнь, если этот недостаток речи вовремя не исправить. 

Категория: Мои статьи | Добавил: Орешек (18.04.2013)
Просмотров: 2117 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: