Главная » Статьи » Мои статьи

Речевые нарушения

 Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка. Одна из форм инвалидности

В логопедии выделяют две формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения:

·         Функциональная — нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.

·         Органическая (механическая) — обусловлена наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата.

Причины функциональной дислалии

·         Соматические — физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания)

·         Социальные:

1.     Педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения)

2.     Двуязычие в семье (Когда родители разговаривают на разных языках, ребенок вставляет в один язык другой. Например, французский + русский = горловой звук «Р»)

3.     Образец неправильной речи в окружении ребенка (по подражанию)

·         Выбор неправильной артикуляции

·         Недоразвитие фонематического слуха. Физический слух может быть сохранен, а фонематический нарушен.

Причины механической дислалии

·         Органические — связанные со строением органа (языка, десны, зуба и др.)

·         Наследственные — передаются из поколения в поколение (редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть и др.)

·         Врожденные — дефекты, сформировавшиеся в период внутриутробного развития

·         Приобретенные — дефекты, возникшие в момент родов или в течение последующей жизни

      

    В отчественной и зарубежной литературе принято деление дислалии на две формы в зависимости от того, какие психофизиологические механизмы, участвующие в осуществлении речевых процессов нарушены. Выделяют сенсорную и моторную дислалию. Выделяются три основные формы дислалии: 

·         акустико-фонематическая,

·         артикуляторно-фонематическая

·         артикуляторно-фонетическая.

   


      В основе акустико-фонематической дислалии лежит недостаточная несформированность фонематического слуха. При этой форме дислалии имеется несформированность операций опознавания, узнавания, смежных акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. При данной форме дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.
      К форме артикуляторно-фонематической дислалии относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Ребенок справляется с заданиями на имитацию сложных неречевых звуков, замен и смешения при этой форме дислалии осуществляются на основе артикуляторной близости звуков. Эти явления могут наблюдаться среди звуков одинаковых по способу образования, между аффрикатами, сонорами.
      Дефекты произношения при артикуляторной фонетической форме дислалии обусловлены неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка, фонемы реализуются в неправильных вариантах (аллофонах). 

 

Виды проявления

·         Мономорфная (простая) — страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч)

·         Полиморфная (сложная) — страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш)

Дислалия может проявляться в форме

·         Наиболее частыми являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизмы) или их затрудненное произношение (парасигматизмы). Среди них чисто фонетические сигматизмы (межзубный, боковой, губно-зубной, щечный и т.п.) и парасигматизмы (призубный, свистящий, шипящий и т.п.).

·         нарушения произношения сонорных звуков р, рь, л, ль, представлены двумя группами, имеющими самостоятельные терминологические оформления.

·         нарушения произношения сонорных звуков л, ль, — ламбдацизм и параламбдацизм.

·         нарушения произношения сонорного звука «Р» (рь) — ротацизм и параротацизм. Просторечное «картавость» — нарушения произношения звука [r], замены его на увулярное [R], [j], [l], [γ] или гортанную смычку [']. Как правило, картавость в большинстве случаев не является врождённым дефектом речи. Реализация фонемы /r/ как [R] во многих языках (например, французском, немецком) является нормой или вариантом нормы.

·         нарушения произношения заднеязычных звуков г, гь, к, кь, х, хь — имеют самостоятельное название соответственно гаммацизм, каппацизм, хитизм. Некоторыми авторами они объединяются в одну группу «гаммацизм» или «готтентотизм».

·         нарушение звука «й» носит название йотацизм.


Редко встречаются нарушения других согласных звуков:

·         дефекты звонкости — расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение.

·         дефекты мягкости — расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твёрдыми или их смешение.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Орешек (02.04.2013)
Просмотров: 691 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: