Главная » Статьи » Мои статьи |
РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА Уважаемый родитель! Вашему ребенку предстоит скоро пойти в школу? В данной консультации предлагается несколько упражнений, которые помогут определить степень развития фонематического восприятия у вашего ребёнка. Ведущее место в комплексном подходе к коррекции недоразвития речи исследователи отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Практический опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т. п. Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом. Ключевым моментом в системе коррекции недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. Их формирование позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать коррекции речевого недоразвития. На этапе формирования фонематического восприятия у детей исследователи проблемы выделяют 5 ступеней:
УПРАЖНЕНИЯ. 1. Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3слова в названном порядке:
2. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
3. Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:
4.Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.
Аналогично с другими согласными звуками 5.Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.
То же с гласными О, У, Ы.
6.Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости
7.Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков:
8.Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.
9.Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:
Упражнения на воспроизведение стечения согласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 507 | |
Всего комментариев: 0 | |