Главная » Статьи » Мои статьи

Роль фонематического восприятия

 

РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА

Уважаемый родитель! Вашему ребенку предстоит  скоро пойти  в школу? В данной консультации предлагается несколько упражнений,  которые  помогут определить степень развития фонематического восприятия у вашего ребёнка.

        Ведущее место в комплексном подходе к  коррекции недоразвития речи  исследователи отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Практический опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов.

          Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т. п.

          Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

          Ключевым моментом в системе коррекции недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. Их формирование позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать коррекции речевого недоразвития.

           На этапе формирования фонематического восприятия у детей исследователи проблемы выделяют 5 ступеней:

  1. Узнавание неречевых знаков
  2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру
  3. Различение слов, близких по звуковому составу
  4. Дифференциация слогов
  5. Дифференциация фонем

 

 

УПРАЖНЕНИЯ.

1. Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3слова  в названном порядке:

Мак – бак - так              

Моток - каток - поток

Ток – тук - так

Батон - бутон - бетон

Бык – бак - бок

Будка – дудка - утка

Дам – дом - дым

Нитка – ватка - ветка

Ком – дом - гном

Клетка – плётка - плёнка

 

2. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от осталь­ных:

Канава – канава – какао - канава                        

Будка – буква – будка - будка

Утёнок – утёнок – утёнок - котёнок

Винт – винт – бинт - винт                           

Минута - монета – минута - минута

Буфет – букет – буфет - буфет          

Билет – балет – балет - балет

Дудка – будка – будка -  будка

 

3. Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:

 

Мак – бак – так - банан          

Сом – ком – индюк - дом             

Лимон – вагон – кот - бутон     

Мак – бак – веник - рак       

Совок – гном – венок - каток      

Пятка – ватка – лимон - кадка

Ветка – диван – клетка - сетка                       

Каток – дом – моток - потоки

 

4.Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

ТА – ТА – ТА           

ПА – ПА – ПА            

          КА – КА – КА

             ФА – ФА – ФА

ТА – ТА – ТА

ПА – ПА – ПА

          КА – КА – КА

            ФА – ФА – ФА

ТА – ТА – ТА

ПА – ПА – ПА

        КА – КА – КА

             ФА – ФА – ФА

 

 Аналогично с другими согласными звуками

5.Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.

ТА - КА - ПА              

КА - НА - ПА             

ФА – ХА - КА         

БА – ДА - ГА          

МА – НА -  ВА

ПА - КА - ТА      

ГА - БА - ДА              

КА – ФА – ХА         

ВА  - МА - НА

 

То же с гласными О, У, Ы.

 

 

6.Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными зву­ками, различающимися по мягкости/твердости

 

ПА - ПЯ

ТА - ТЯ       

 

МА - МЯ          

ВА - ВЯ     

БА – БЯ         

ДА – ДЯ          

ФА – ФЯ

ПО - ПЁ

ТО - ТЁ       

МО -  МЁ         

ВО - ВЁ     

БО – БЁ         

ДО – ДЁ         

ФО – ФЁ

ПУ - ПЮ

ТУ - ТЮ        

МУ - МЮ           

ВУ - ВЮ         

БУ – БЮ        

ДУ – ДЮ       

ФУ – ФЮ

ПЫ - ПИ              

ТЫ - ТИ     

МЫ - МИ           

ВЫ - ВИ        

БЫ – БИ     

ДЫ – ДИ         

ФЫ – ФИ

 

7.Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков:

ПА—ТПА    

НА—ПНА   

ТА—ПТА    

КА—ФКА    

ФА—ТФА

КА—ТКА

ТА—ФТА

КА—ПКА

МА—КМА

ТА—КТА

НА—ФНА

НА—КНА

 

 

8.Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.

 

   ПТА—ТПА   

    КТА—ТКА     

ФТА - ТФА

ПКА—КПА

ФКА—КФА

ХТА – ТХА

ФПА—ПФА

ГДА—ДГА

ВБА – БВА

 

           

 

9.Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечени­ем двух согласных звуков и разными гласными:

 

 

    ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ     

КТА-КТО-КТУ-КТЫ

   ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЫ

ТПА-ТПО-ТПУ-ТПЫ

  ТМА-ТМО-ТМУ-ТМЫ

КНА-КНО-КНУ-КНЫ

ФКА-ФКО-ФКУ-ФКЫ

ПНА-ПНО-ПНУ-ПНЫ

 

 

 

Упражнения на воспроизведение стечения со­гласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слого­вой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.

Категория: Мои статьи | Добавил: Орешек (23.01.2015)
Просмотров: 507 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: