Главная » Статьи » Мои статьи

Упражнения с элементами релаксации

УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ РЕЛАКСАЦИИ

1.  Упражнения на освоение и закреп­ление позы покоя и расслабления мышц  рук

«Поза покоя»

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая.

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье ...

И становится понятно

Расслабление приятно!

 

«Кулачки» 

Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, чтобы кос­точки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть.  Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох-выдох! Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты,

сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем­

Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и уронить расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают наши пальчики.

«Олени» 

Представим себе, что мы - олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив паль­цы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох-выдох.

Посмотрите: мы - олени,

Рвется ветер нам. навстречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени ...

Руки не напряжены

И расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

 Дышится легко, ровно, глубоко

2.  Упражнения на расслабления мышц ног

Перед началом работы с этими упражнениями дети должны освоить упражнения на расслабление мышц рук. Неплохо, если ребенок повторит эти упражнения. Повторение может быть закончено стихами:

Руки не напряжены,

А расслаблены.

Наши руки так стараются,

Пусть и ноги расслабляются!

«Пружинки» 

Давай представим, что мы поставили ноги на пру­жинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее! Ноги напряжены! Тяжело так сидеть. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Приятно. Отдыхаем. Вдох-выдох!

Ч то за странные пружинки

Упираются в ботинки?

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай ...

Нет пружинок - отдыхай! Руки не напряжены,

Ноги не напряжены

И расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.

 «Загораем» 

Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Поднимаем ноги, держим ... Ноги напряглись. Здесь можно пред­ложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы. Напряженные ноги стали твер­дыми, каменными. Опустили ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, при­ятно стало. Вдох-выдох!

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим ... Держим ... Напрягаем ..

Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).

 Ноги не напряжены, а расслаблены.

 

3.  Упражнения на расслабление мышц рук, ног и корпуса

«Штанга» 

Будем заниматься спортом. Встань. Представь, что ты поднимаешь тяжелую штангу. Наклонись, возьми се. Сожми кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища). Они расслаблены, ненапряженны, отдыхают. Легко дышится. Вдох-выдох!

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом

(наклониться вперед).

Штангу с пола поднимаем

(выпрямиться, руки вверх).

Крепко держим ...

И бросаем!

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Во время выполнения упражнения можно при­коснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.

Нам становится понятно:

Расслабление приятно.

4. Упражнения на расслабление мышц живота

«Шарик» 

Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота на­прягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать не­большое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох-выдох! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, не­напряженный!

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко ... ровно ... глубоко ...

 

 «Стульчик» 

Ребенок лежит на спине, руки вдоль тела. Мед­ленно он начинает подниматься и садится, как будто на стульчик. При подъеме мышцы живота напря­гаются, а когда он садится, они расслабляются. Хорошо, приятно стало. Постепенно, медленно опу­скаемся опять на спину. Снова напрягаются, а затем расслабляются мышцы.

5.  Упражнения на расслабление мышц шеи.

«Любопытная Варвара» 

а) Поверните голову влево, постарайтесь это сде­лать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернемся в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох-выдох!

Любопытная Варвара

Смотрит влево.

Смотрит вправо.

А потом опять вперед

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а расслаблена.

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

б) Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как на­пряглась шея! Неприятно!· Дышать трудно. Выпря­мились. Легко стало, свободно дышится. Вдох-выдох! 

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.

 

Следующие группы упражнений будут направлены на расслабление мышц лица и речевого аппарата. Расслабление этих мышц важно не только для снятия общего возбуждения, но и они важны также для формирования четкой, спокойной речи ребенка, по­этому мы рекомендуем использовать эти упражнения и при работе с детьми с нарушенной речью. Принцип контраста с напряжением сохраняется и на этом этапе, причем снова напряжение должно быть крат­ковременным, а расслабление длительным, чтобы именно оно зафиксировалось в сознании ребенка.

6.  Упражнения на расслабление речево­го аппарата (губ, нижней челюсти)

«Хоботок» 

Вытянуть губы, хоботком. (как при артикуляции  звука [У]). Напряглись губы. Опускаем хоботок. Теперь губы стали мягкими, ненапряженными (рот слегка приоткрыт, губы расслаблены).

Подражаю я слону,

Губы хоботком тяну,

А теперь их отпускаю

 И на место возвращаю.

 Губы не напряжены

И расслаблены.

 

 «Рот на замочке» 

Поджимаем губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрываем рот на замочек. Сильно-сильно сжимаем губы. Им становится неприятно. Отпускаем губы. Вот какими мягкими и ненапряженными они стали.

 «Лягушки» 

(Губы вытягиваются) как при произношении звука [у], а затем возвращаются на место.

Тянем губы прямо к ушкам!

Вот понравится лягушкам!

Потяну - перетяну

И нисколько не устану!

Губы не напряжены

И расслаблены.

«Орешек» 

Представьте, что вы разгрызаете твердый орешек. Крепко сожмите зубы. Челюсти напряглись, стали. как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти ­легко стало, рот приоткрылся, все в нем расслаблено.

Зубы крепче мы сожмем,

А потом их разожмем,

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется.

«Волшебный сон» 

Ребенок находится в позе покоя. Взрослый дает ему следующую установку: сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Ты не заснешь по-настоящему, будешь все слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза, пока не .проснешься. Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхай, закрыв глаза. «Волшеб­вый сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание: наступает «Волшебный сон». Стихотворная формула читается медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Желательно ис­пользовать спокойную, расслабляющую музыку. Это упражнение можно проводить перед дневным или ночным сном ребенка, для снятия накопившейся усталости и напряжения.

Реснички опускаются.

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают ...

Ноги тоже отдыхают

Отдыхают засыпают (2 раза)

Шея не напряжена

И расслаблена ...

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется (2 раза).

Дышится легко ... ровно ... глубоко ...

Длительная пауза

Мы спокойно· отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать.

7. Упражнения на расслабление мышц речевого аппарата (губ, челюстей, языка).

«Сердитый язык». 

Язык упирается в верхние губы, затем опускается. Он старается вытолкнуть зубы наружу'; потом рас­слабляется, как будто спит.

С языком случилось что-то:

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы!

Он на место возвращается

И чудесно расслабляется.

«Горошина» 

Язык прижимается к щеке и надавливает на нее, как будто за щекой спрятана горошина. Языку неудобно быть в таком положении, и мы возвращаем его на место. Он расслабился, отдыхает.

«Горка»  

Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой. Неприятно так долго держать язык.

Спинка языка у нас

Станет горочкой сейчас!  

Я растаять, ей  велю

Напряженья не люблю.

Язык на место возвращается

И чудесно расслабляется. 

Категория: Мои статьи | Добавил: Орешек (14.01.2014)
Просмотров: 759 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: