3-4
года |
Различают
и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал),
некоторые сходные по назначению предметы (туфли – ботинки), понимают
обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель. |
4-5
лет |
Употребляют
существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые
действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа,
между, около, рядом), время суток, характеризуют состояние
и настроение людей; используют существительные, обозначающие названия частей
и деталей предметов; прилагательные, обозначающие
свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги. |
5-6
лет |
Употребляют
существительные, обозначающие названия профессий;
прилагательные, обозначающие признаки предметов;
наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы,
характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим
значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги
употребляют правильно и точно по смыслу. |
6-7
лет |
Расширяется
запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.
Используют в речи синонимы, антонимы, существительные с
обобщающим значением. Употребляют разные части речи
точно по смыслу. |
3-4
года |
Односложно
отвечают на вопросы взрослого при
рассматривании предметов, картин, иллюстраций;
повторяют за взрослым рассказ из 3 — 4-х предложений,
составленный об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации
отрывков из знакомых сказок. |
4-5
лет |
Пересказывают
небольшие рассказы и сказки, знакомые и
вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию
сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь.
Поддерживают беседу: правильно по
форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленные
вопросы |
5-6
лет |
Совершенствуется
диалогическая и монологическая речь. Поддерживают
непринужденную беседу, задают вопросы, правильно отвечают на
них. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие
литературные произведения без помощи
взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по
картине, по набору картинок, по плану, образцу, из личного и коллективного
опыта, передавая хорошо знакомые события; небольшие рассказы творческого
характера. |
6-7
лет |
Совершенствуется
диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы
и задавать их, формируется культура речевого общения. Ребенок
самостоятельно, выразительно, без повторов передает
содержание литературных текстов, используя различные
средства выразительности. Дальнейшее развитие получает умение
составлять рассказы о предмете по картине, серии сюжетных картинок,
умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, рассказы
творческого характера и небольшие сказки. |