- Аграмматизм - нарушение понимания (импрес.) и употребления
(экспресс.) грамматических средств языка.
- Аграфия (от др.-греч. ἀ- — приставка со значением отсутствия и γράφω —
пишу) — потеря способности писать при сохранности интеллекта и без
расстройства координации движений верхних конечностей; возникает при поражении
задних отделов верхней лобной извилины в левом полушарии у правшей.
- Алалия (от др.-греч. ἀ- — отрицательная
частица и др.-греч. lalia —
речь) — отсутствие или недоразвитие речи
вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном
или раннем периоде развития ребенка. Различают моторные и сенсорные алалии.
Существуют и другие систематизации.
- Алексия (от др.-греч. ἀ- — отриц.
частица и λέξις —
слово) — нарушения чтения, возникающие при поражении
различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения
процессом чтения.
- Анамнез - совокупность сведений о болезни и развитии
ребенка.
- Апраксия - нарушение произвольных целенаправленных движений
и действий, не являющееся следствием параличей и парезов, а относящееся к
расстройствам высшего уровня организации двигательных актов.
- Артикуляция - деятельность речевых органов, связанных с
произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги,
слова.
- Астения - слабость.
- Атрофия - патологические структурные изменения в тканях,
связанные с угнетением обмена веществ в них.
- Афазия (от др.-греч. ἀ- — отрицательная частица и φάσις — проявление,
высказывание) — это системное нарушение уже сформировавшейся речи
(в отличие от алалии). Возникает при
органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате
перенесенных травм, опухолей, инсультов,
воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия
затрагивает различные формы речевой деятельности
- Афония (дисфония) (от др-греч. ἀ- — отрицательная частица (дuс- -
частичное) и φωνή — звук) — потеря звучности голоса при
сохранении шепотности речи. Может быть следствием болезненных процессов голосовых связок (острый катар,
туберкулёз, опухоль, сифилис), профессионального утомления голоса, у здоровых
людей — при внезапных и сильных волнениях.
- Брадилалия (от греч. βραδύς —
медлительный и λαλιά — речь) —
замедление речи вследствие затрудненной способности издавать
расчлененные звуки, в противоположность Брадифразии —
замедлению речи, происходящему от ослабленного процесса мышления;
оба патологических случая являются следствием местного
заболевания головного мозга.
- Брока центр (зона) - центр моторной речи, расположенный в
задней части нижней лобной извилины левого полушария.
- Вернике центр (зона) - центр восприятия речи,
расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария.
- Внутренняя речь Внутренняя речь - произносимая беззвучно,
скрытая, имеет место в процессе мышления.
- Высшие психические функции сложные, прижизненно формирующиеся
системные психические процессы, социальные по своему происхождению.
- Гаммацизм - недостаток произношения звуков [г, г’].
- Гиперкинез - чрезмерные непроизвольные движения, возникающие
при нарушениях нервной системы.
- Дизартрия - (из др.-греч. δυσ- — приставка, означающая затруднённость,
расстройство + ἀρθρόω — «сочленяю, соединяю») —
нарушение произносительной стороны речи вследствие
недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений
заднелобных и подкорковых отделов мозга.
- Дисграфия (новолат. dysgraphia; от др.-греч. δυσ- — приставка, отрицающая положительный смысл слова и γράφω — «пишу,
рисую») — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у
некоторых они могут встречаться и по отдельности. При дисграфии
нарушается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает
большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова.
- Дислалия -
нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации
речевого аппарата.
- Дислекси́я (др.-греч. δυσ- — приставка, отрицающая положительный смысл
слова, и λέξις «речь») — избирательное нарушение
способности к овладению навыком чтения при
сохранении общей способности к обучению.
- Заикание — это
нарушение речи,
которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или
частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое
течение. Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны. Либо «нарушения темпо-ритмической организации
речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата». Синонимы: логоневроз, логоклония, lalonevros, balbuties. Обычно связано
слогофобией (вербофобией) — фобией говорить,
являющейся следствием или причиной заикания.
- Каппацизм - недостаток произношения звуков [к, к’].
- Клоническая судорога - быстро следующие одно за другим
кратковременные сокращения и расслабления мышц,
- Коммуникативная функция речи - функция общения.
- Коррекция нарушений речи исправление недостатков речи.
Используются также термины «устранение», «преодоление речевых нарушений».
- Ламбдацизм - неправильное произношение звуков [л, л’].
- Логопедия - специальная педагогическая наука о нарушениях
речи, о методах их предупреждения, выявления, устранения средствами специального
обучения и воспитания.
- Микроглоссия - врожденное недоразвитие языка (макро-массивный
язык).
- Мимика - движения мышц лица, глаз, отражающие разнообразные
чувства человека: радость, печаль, беспокойство, удивление, страх и т. д.
- Модуляция
голоса - изменение высоты голоса, связанное с интонацией.
- Мутизм - прекращение речевого общения с окружающими вследствие
психической травмы.
- Нарушения речи (синонимы) расстройства речи, речевые
нарушения, дефекты речи, недостатки речи, речевые отклонения, речевая патолог
и я) - отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной
языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях
(звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т. д.) И обусловленные
расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов
речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории Н. р. - есть
нарушения вербальной коммуникации.
- Невропатия - конституциональная нервность (повышенная возбудимость
нервной системы).
- Недоразвитие речи - качественно низкий уровень
сформированности сравнительно с нормой
той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
- Общее недоразвитие речи различные сложные речевые расстройства, при которых у детей
нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой
и смысловой стороне.
- Отраженная речь - повторенная за кем-либо.
- Парафазия - нарушение речевого высказывания, проявляющееся
в неправильном употреблении звуков (литеральная) или слов (вербальная) в
устной и письменной речи.
- Патогенез - раздел патологии, изучающий механизмы возникновения
и развития болезней.
- Распад речи - утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных
умений вследствие локальных поражений мозга.
- Ринолалия (греч.
rhinos нос + греч. lalia речь) — расстройство звукопроизношения,
образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи
резонирования в носовой полости; такое нарушение резонанса происходит от
неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо
органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твёрдого нёба,
либо расстройств мягкого нёба; различают открытую, закрытую и смешанную ринолалию.
- Ротацизм - неправильное произношение, звуков [р, р’].
- Сигматизм - недостаток произношения свистящих и шипящих
звуков.
- Сопряженная речь - одновременное совместное произнесение
двумя или более лицами слов и фраз.
- Судороги - непроизвольные сокращения мышц.
- Тахилалия (от греч. tachys — быстрый и греч. λαλιά — речь) — форма нарушения устной речи, выражающаяся в патологически быстром темпе речи, которая
не сопровождается дефектами фонетического, лексического и грамматического
строя. При тахилалии больной произносит около 20-30 звуков в секунду, что
примерно в 2 раза превышает нормальный темп речи. Зачастую тахилалия
сопровождается повторением (пропуском) слогов, не замечаемым говорящим.
- Тоническая судорога - длительное сокращение мышц и вызванное
им напряженное положение.
- Тремор - непроизвольные ритмические колебания конечностей,
голоса, языка.
- Фонематический анализ и синтез - умственные действия по
анализу или синтезу звуковой структуры слова.
- Фонематический слух - тонкий систематизированный слух,
обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем,
составляющих звуковую оболочку слова.
- Фонематическое восприятие - специальные умственные действия
по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
- Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процесса
формирования произносительной системы родного языка у детей с различными
речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
- Этиология - учение о причинах.
- Эхолалия - автоматическое повторение слов вслед за их воспроизведением.
- Язык - система знаков, служащая средством человеческого
общения, мыслительной деятельности, способом передачи информации от
поколения к поколению и ее хранения.