• Аграмматизм - нарушение пони­мания (импрес.) и употребле­ния (экспресс.) грамматичес­ких средств языка.
  • Аграфия (от др.-греч. - — приставка со значением отсутствия и γράφω — пишу) — потеря способности писать при сохранности интеллекта и без расстройства координации движений верхних конечностей; возникает при поражении задних отделов верхней лобной извилины в левом полушарии у правшей.
  • Алалия (от др.-греч. - — отрицательная частица и др.-греч. lalia — речь) — отсутствие или недораз­витие речи вследствие органи­ческого поражения речевых зон коры головного мозга во внут­риутробном или раннем периоде развития ребенка. Различа­ют моторные и сенсорные ала­лии. Существуют и другие сис­тематизации.
  • Алексия (от др.-греч. - — отриц. частица и λέξις — слово) — нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения.
  • Анамнез - совокупность сведений о болезни и развитии ребенка.
  • Апраксия - нарушение произволь­ных целенаправленных движе­ний и действий, не являющееся следствием параличей и парезов, а относящееся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов.
  • Артикуляция - деятельность ре­чевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, со­ставляющих слоги, слова.
  • Астения - слабость.
  • Атрофия - патологические струк­турные изменения в тканях, связанные с угнетением обме­на веществ в них.
  • Афазия (от др.-греч. - — отрицательная частица и φάσις — проявление, высказывание) — это системное нарушение уже сформировавшейся речи (в отличие от алалии). Возникает при органических поражениях речевых отделов коры   головного мозга в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия затрагивает различные формы речевой деятельности
  • Афония (дисфония) (от др-греч. ἀ- — отрицательная частица (дuс- - частичное) и φωνή — звук) — потеря звучности голоса при сохранении шепотности речи. Может быть следствием болезненных процессов голосовых связок (острый катар, туберкулёз, опухоль, сифилис), профессионального утомления голоса, у здоровых людей — при внезапных и сильных волнениях.
  • Брадилалия (от греч. βραδύς — медлительный и λαλιά — речь) — замедление речи вследствие затрудненной способности издавать расчлененные звуки, в противоположность Брадифразии — замедлению речи, происходящему от ослабленного процесса мышления; оба патологических случая являются следствием местного заболевания головного мозга.
  • Брока центр (зона) - центр мо­торной речи, расположенный в задней части нижней лобной извилины левого полушария.
  • Вернике центр (зона) - центр вос­приятия речи, расположенный в заднем отделе верхней височ­ной извилины левого полуша­рия.
  • Внутренняя речь Внутренняя речь - произносимая беззвучно, скрытая, имеет мес­то в процессе мышления.
  • Высшие психические функции ­сложные, прижизненно форми­рующиеся системные психичес­кие процессы, социальные по своему происхождению.
  • Гаммацизм - недостаток произ­ношения звуков [г, г’].
  • Гиперкинез - чрезмерные непро­извольные движения, возника­ющие при нарушениях нервной системы.
  • Дизартрия - (из др.-греч. δυσ- — приставка, означающая затруднённость, расстройство + ρθρόω — «сочленяю, соединяю») — нарушение произно­сительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга.
  • Дисграфия (новолат. dysgraphia; от др.-греч. δυσ- — приставка, отрицающая положительный смысл слова и γράφω — «пишу, рисую») — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности. При дисграфии нарушается написание по фонетическому принципу, в результате чего возникает большое количество специфических ошибок, искажающих звуковой состав слова. 
  • Дислалия - нарушение звукопро­изношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
  • Дислекси́я (др.-греч. δυσ- — приставка, отрицающая положительный смысл слова, и λέξις «речь») — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению.
  • Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны. Либо  «нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата». Синонимы: логоневроз, логоклония, lalonevros, balbuties. Обычно связано слогофобией (вербофобией) — фобией говорить, являющейся следствием или причиной заикания.
  • Каппацизм - недостаток произ­ношения звуков [к, к’].
  • Клоническая судорога - быстро следующие одно за другим кратковременные сокращения и расслабления мышц,
  • Коммуникативная функция речи - ­функция общения.
  • Коррекция нарушений речи ­исправление недостатков речи. Используются также термины «устранение», «преодоление ре­чевых нарушений».
  • Ламбдацизм - неправильное про­изношение звуков [л, л’].
  • Логопедия - специальная педа­гогическая наука о нарушени­ях речи, о методах их предуп­реждения, выявления, устранения средствами специ­ального обучения и воспита­ния.
  • Микроглоссия - врожденное не­доразвитие языка (макро-мас­сивный язык).
  • Мимика - движения мышц лица, глаз, отражающие разнообраз­ные чувства человека: радость, печаль, беспокойство, удивление, страх и т. д.
  • Модуляция голоса - изменение высоты голоса, связанное с ин­тонацией.
  • Мутизм - прекращение речевого общения с окружающими вслед­ствие психической травмы.
  • Нарушения речи (синонимы) расстройства речи, речевые нарушения, де­фекты речи, недостатки речи, речевые отклоне­ния, речевая патоло­г и я) - отклонения в речи го­ворящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парци­альных (частичных) нарушени­ях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т. д.) И обус­ловленные расстройствами нор­мального функционирования психофизиологических меха­низмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории Н. р. - есть нарушения вербальной коммуникации.
  • Невропатия - конституциональ­ная нервность (повышенная воз­будимость нервной системы).
  • Недоразвитие речи - качествен­но низкий уровень сформированности  сравнительно с нор­мой той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
  • Общее недоразвитие речи  различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
  • Отраженная речь - повторенная за кем-либо.
  • Парафазия - нарушение речево­го высказывания, проявляюще­еся в неправильном употребле­нии звуков (литеральная) или слов (вербальная) в устной и письменной речи.
  • Патогенез - раздел патологии, изучающий механизмы возник­новения и развития болезней.
  • Распад речи - утрата имевших­ся речевых навыков и комму­никативных умений вследствие локальных поражений мозга.
  • Ринолалия (греч. rhinos нос + греч. lalia речь) — расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости; такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств мягкого нёба; различают открытую, закрытую и смешанную ринолалию.
  • Ротацизм - неправильное произ­ношение, звуков [р, р’].
  • Сигматизм - недостаток произ­ношения свистящих и шипя­щих звуков.
  • Сопряженная речь - одновремен­ное совместное произнесение двумя или более лицами слов и фраз.
  • Судороги - непроизвольные со­кращения мышц.
  • Тахилалия (от греч. tachys — быстрый и греч. λαλιά — речь) — форма нарушения устной речи, выражающаяся в патологически быстром темпе речи, которая не сопровождается дефектами фонетического, лексического и грамматического строя. При тахилалии больной произносит около 20-30 звуков в секунду, что примерно в 2 раза превышает нормальный темп речи. Зачастую тахилалия сопровождается повторением (пропуском) слогов, не замечаемым говорящим.
  • Тоническая судорога - длитель­ное сокращение мышц и выз­ванное им напряженное поло­жение.
  • Тремор - непроизвольные ритми­ческие колебания конечностей, голоса, языка.
  • Фонематический анализ и синтез - ­умственные действия по анали­зу или синтезу звуковой струк­туры слова.
  • Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осу­ществлять операции различе­ния и узнавания фонем, состав­ляющих звуковую оболочку слова.
  • Фонематическое восприятие ­- специальные умственные дей­ствия по дифференциации фо­нем и установлению звуковой структуры слова.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процес­са формирования произноси­тельной системы родного языка у детей с различными речевы­ми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произ­ношения фонем.
  • Этиология - учение о причинах.
  • Эхолалия - автоматическое по­вторение слов вслед за их вос­произведением.
  • Язык - система знаков, служащая средством человеческого обще­ния, мыслительной деятельнос­ти, способом передачи информа­ции от поколения к поколению и ее хранения.