Поющие звуки фонетические сказки

         Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению — не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи.

       Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком (детьми) будет:

        1. четко артикулировать и пропевать звуки (длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте;

        2. отхлопывать ритм «песен» каждого звука;

        3.«дирижировать» — демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса;

        4. имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»;

         5.использовать наглядный материал из приложения для «записи» и «чтения песен» звуков. 

    При этом следует  показывать:

  1. протяжный звук — ведением руки в воздухе по горизонтальной линии;
  2. отрывистый звук — резким разведением (растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев;
  3. повышение звука — подниманием руки вверх;
  4. понижение звука — опусканием руки вниз.

  Обозначение звуков

       

   После чтения сказки детям следует задать вопросы по тексту и предложить выполнить задания,      направленные на закрепление и осмысление ее содержания. Примерные вопросы и задания даются после каждой сказки. Ответы детей могут быть полными и краткими. В скобках после вопроса указывается суть возможного ответа. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения, взрослому необходимо напомнить ему содержание сказки, прочитав из нее нужный для ответа отрывок.

         В приложении включены игры и задания на закрепление знаний артикуляции гласных звуков, развитие фонематического слуха и общих речевых навыков. Сказка «Живые звуки», состоящая из двух частей, может использоваться как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над звуками, целей занятия.

Первая часть сказки дает возможность:

  •  познакомить детей с гласными звуками, или закрепить знание гласных звуков;
  • формировать понятие «гласный звук»;
  • развивать слуховое внимание;
  • развивать и корригировать фонематический слух (например: после прочтения или рассказа текста предложить вспомнить, какие «песенки» пели звуки?, сколько звуков пели ту или иную «песенку»?, в какой последовательности пели звуки?, какие «песенки» могут спеть звуки [У], [И] и т.д.);
  • познакомить детей с гласными буквами, или закрепить зрительные образы гласных букв;
  • проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук — буква».

Вторая часть сказки, помимо перечисленных выше задач, позволяет:

  • формировать понятие «согласный звук»;
  • облегчить работу, связанную с объяснением темы «Йотированные буквы» в начальных классах школы;
  • познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами с последующим включением их в слоговые таблицы для чтения (фонетический разбор слогов и слов с йотированными буквами изучается в школе).