Моторное развитие 

     Моторное развитие — особенности двигательных действий и нейрофизиологические механизмы, определяющие их формирование на этом этапе развития. Моторное развитие детей 3—7 лет связано с созреванием мозга и всех его структур, которые участвуют в регуляции движений, совершенствованием связей между двигательной зоной и другими зонами коры, изменением структуры и функциональных возможностей опорно-двигательного аппарата.

     Моторной неловкостью специалисты называют неуклюжесть у ребенка Родителям важно как можно раньше заметить отклонение от нормы в поведении и развитии таких детей. Между тем, есть много признаков, по которым распознают задержку в моторном развитии ребенка.

    • Они боятся спускаться с лестницы или с какого-нибудь пригорка, им трудно также подниматься по лестнице или перелезать через спортивные снаряды на детской площадке.
    • Одеваясь, они действуют чрезвычайно медленно и неловко.
    • Их обращение с «орудиями труда» - начиная со столовых приборов и кончая письменными принадлежностями – вообще испытание родительского терпения.
    • Такие дети не могут соизмерять свои усилия, в играх ведут себя беспокойно и несосредоточенно, ломают игрушки, легко впадают в ярость и бьют других.

    Если у ребенка наблюдается дискоординация движений, это может быть связано с несформированностью межполушарных взаимодействий, нарушением восприятия самого себя в пространстве. Изначально почто всю информацию об окружающем ребенок получает  через телесные ощущения, поэтому на разных участки тела имеются зоны, «запоминающие на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. Это так называемые психологические зажимы на теле, образующиеся в результате переживаний и эмоциональных проблем. Чем меньше зажимов и отрицательных отметин на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает

    Устранение недостатков в моторном развитии детей осуществляется в основном средствами коррекционно-физического воспитания через организацию оптимального двигательного режима.

    Неуклюжему ребенку может помочь специальная нейропсихологическая коррекция. Она представляет собой выполнение упражнений в определенной последовательности в соответствии с закономерностями нормального развития ребенка. Маленький человек с помощью упражнений как будто возвращается на более ранние этапы развития, и у него активизируются те зоны мозга, которые должны были активизироваться в период младенчества. И эти простые движения становятся основой для выполнения более сложных моторных комплексов, с которыми ребенок уже может справиться. Очень полезно любимое занятие многих детей – хождение по бордюру. Хорошо развивают детей йога, игра на музыкальных инструментах. Но не стоит до 6-7 лет перегружать ребенка интеллектуальными разговорами – у него в этом возрасте в большей степени должно развиваться правое полушарие мозга, отвечающее за эмоции, творчество, а не левое, отвечающее за интеллект».

    Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

    Дети, имеющие речевую патологию, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Чаще всего дети-речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные группы мышц.

     Упражнения с элементами релаксации активно применяются при работе с дошкольниками. Это делает возможным обучать детей расслаблению различных групп мышц по контрасту с их напряжением. Благодаря специально подобранным упражнениям у дошкольников постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, управлять движениями своего тела.

    Способность детей расслаблять и напрягать определенные мышцы вырабатывается в игровой форме и сопровождается или речевой командой педагога или музыкой соответствующего характера (громкой – в момент напряжения и тихой – в момент расслабления).