Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их  предупреждения, выявления  и  устранения  средствами  специального  обучения  и  воспитания.

Логопедия  изучает  причины,  механизмы,  симптоматику,  течение,  структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

      Термин «логопедия» происходит  от  греческих  корней:  логос  (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе  означает  «воспитание  правильной речи».


Предметом логопедии  как  науки  являются  нарушения  речи  и  процесс обучения и воспитания  лиц  с  расстройством  речевой  деятельности.  Объект изучения —  человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

      Нарушения речи изучаются  физиологами,  невропатологами,  психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их  под  определенным  углом зрения  в  соответствии  с  целями,  задачами  и  средствами  своей   науки.


                            Цель и задачи логопедии

      Основной  целью  логопедии  является  разработка  научно  обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания  лиц  с  нарушениями  речи,  а также предупреждения речевых расстройств.

            Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи:

      1. Изучение  онтогенеза  речевой  деятельности  при  различных  формах речевых нарушений.

      2. Определение распространенности, симптоматики и  степени  проявлений нарушений речи.

      3. Выявление динамики спонтанного и  направленного  развития  детей  с нарушением  речевой  деятельности,  а  также   характера   влияния   речевых расстройств  на  формирование  их   личности,   психическое   развитие,   на осуществление различных видов деятельности, поведения.

      4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями  в  развитии  (при  нарушении  интеллекта,  слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

      5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и  симптоматики  речевых нарушений.

      6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

      7. Систематизация речевых расстройств.

      8.  Разработка  принципов,  дифференцированных   методов   и   средств устранения речевых нарушений.

      9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.

      10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.

      Основным направлением логопедического  воздействия  является  развитие речи, коррекция и  профилактика  ее  нарушений.  

В  процессе  логопедической работы предусматривается  развитие  сенсорных  функций;  развитие  моторики, особенно речевой  моторики;  развитие  познавательной  деятельности,  прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка  с одновременной  регуляцией,  а   также   коррекцией   социальных   отношений; воздействие на социальное окружение.