Слух – это врожденная особенность организма. Он присущ не только человеку, но и многим животным.Он помогает сохранить ориентацию в пространстве. Это также важно для организма, как наличие рук или ног. Существует мнение, что ребенок рождается с абсолютным слухом, но если это умение не поддерживать, его «абсолютность» исчезает. 

    Что такое абсолютный слух? Это максимальное развитие всех его сторон. Почему некоторые дети говорят сразу чисто, а другим приходится потеть на занятиях с логопедом? Почему у некоторых людей есть музыкальный слух, а другим «медведь на ухо наступил»? Почему количество людей с развитым музыкальным слухом довольно-таки небольшое, если сравнивать с количеством правильно говорящих людей? Все зависит от того, какие звуки окружали ребенка. 
    Слух ребенка начинает развиваться во время беременности матери. Еще находясь в утробе матери, малыш слышит ее сердцебиение, шум, создаваемый движением крови по сосудам, громкие звуки, доносящиеся снаружи. Когда он родится, количество звуков увеличится в десятки тысяч раз. Все эти звуки сливаются в один монотонный шум, среди которого ребенок различает свой плач. Вот почему слух считается абсолютным. Ребенок слышит все, даже то, на что мы не обращаем внимания. Взрослые умеют сосредоточиваться на тех звуках, которые важны в данный момент, не обращая внимания на сопутствующие  У новоpoжденного слуховое внимание не развито. Этому предстоит научиться в ближайшее время. За разделение шума на звуки и отвечает фонематический слух. В первую очередь ребенок научится выделять звуки, которые повторяются часто. Одним из первых достижений будет выделение маминого голоса, изучение его интонаций. Частое использование в общении с ребенком его имени позволит ему запомнить это слово. Он еще не будет знать, что его так зовут, но то, что этот набор звуков говорит о нем, поймет точно. 
    Вот так с первых минут жизни ребенок развивает свои фонематические процессы. Если в этот период ребенок будет часто слышать музыку, она станет его неотъемлемой частью. Когда мама поет колыбельную и в такт укачивает ребенка, у него развивается чувство ритма. Когда малыш подрастет, можно потанцевать с ним на руках. Пусть учится двигаться в такт музыке. Если мама в свое время это сделала, она помогла своему ребенку понять значимость музыки, научила его слушать мелодию, выделять в ней сильные и слабые доли, веселый и грустный характер. Это и есть не что иное, как музыкальный слух. Если он развился в младенчестве (что, согласитесь, не так уж сложно), никуда он уже не денется, музыкальный слух останется на всю жизнь, даже если ребенок не будет музыкантом. К 4-м годам в норме ребёнок должен различать все звуки, должно быть сформировано фонематическое восприятие. 
    Что же будет с ребенком, если ничего не развивать? Например, слышащий ребенок родился у глухонемых родителей. Речевые звуки слышит редко (ни улице, в поликлинике), а значит, не чувствует их важность, а потому не умеет их различать, а тем более пользоваться до попадания в постоянную речевую среду такие дети не умеют разговаривать). Из-за недоразвитого фонематического слуха практически все дети отстают в речевом развитии, у них нарушено звукопроизношение...  
     Задумайтесь, почему совершенствовать знания иностранного языка лучше в той стране, где все говорят на нем? Нужно побывать в речевой среде изучаемого языка, чтобы уловить его характерные черты и научиться им подражать. 
     Если у ребенка нет анатомических изъянов артикуляционного аппарата, если не нарушена его иннервация, проблем со звукопроизносительной стороной речи не будет при условии развитого фонематического слуха. Как ребенок учится говорить? Глядя на артикуляцию взрослых, пытается по подражанию создать звук. Прислушивается к нему, сравнивает с правильным вариантом, а потом тренируется, пока не получится необходимый звук. А если он не умеет вслушиваться, не может найти необходимую интонацию, не видит различий в правильном и неправильном произношении, он не будет пытаться совершенствовать свои умения. Если ребенок не может установить очередность звуков в слове на слух, он не сможет его написать или напишет, но поменяв слоги местами, перепугав похожие звуки между собой. Так важно ли иметь развитый фонематический слух? Думаю, да. Надеюсь, что и у вас, дорогие родители, другого ответа не будет. 
     Как же узнать о степени развития фонематических процессов вашего ребенка? Предложите ему игры, описанные ниже. Их можно использовать как диагностические, так и как развивающие. Не стоит забывать о возрасте. Если вашему малышу три года и он не справляется с последним заданием, ничего страшного, а вот если ребенку пора идти в школу, а он не осилил и половины, нужно срочно начинать занятия. И не обязательно с логопедом, здесь родители могут справиться самостоятельно. Главное — захотеть помочь своему ребенку.

Как развивать фонематический слух  

Роль фонематического восприятия