РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

        На протяжении всего дошкольного детства у ребенка активно развивается речь. А что такое речь? РЕЧЬ — форма общения (коммуникации) людей посредством языка.

        Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Речь оформляется в соответствии с нормами языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в речи. Речь, являясь средством выражения мыслей, становится основным механизмом мышления человека, средством осуществления мыслительных операций. Тесно связана речь  и с другими психическими процессами: восприятием, запоминанием и воспроизведением. В зависимости от вида речевой деятельности выделяют речь внешнюю и внутреннюю, устную и письменную. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

       Речь ребенка начинает развиваться постепенно. В  период раннего онтогенеза дети проходят так называемый доречевой период развития, вы все знаете эти состояния.  Обычно выделяют следующие типы вокализаций: крики, плач, гуление и лепет. На смену лепету приходят слова со звуками раннего онтогенеза, в среднем к 2 годам у ребенка должна сформироваться фразовая речь, словарь расшириться и начать постепенно формироваться грамматический строй, Ребенок начинает овладевать языком.

      В нашем понимании как системой языковых знаний, освоение языковой системы длительный процесс и длится всю жизнь, т.к. язык явление развивающееся. Остановимся подробнее на системе языковых средств. 

Графика: Письмо и чтение; Смысловая сторона письменной речи

Синтаксис: Связная речь; Оформления речевого высказывания

Морфология (грамматика):  Словоизменение; Словообразование

Лексика: Расширение словаря; Формирование связей между лексическими единицами

Фонология: Звукопроизношение, слоговая структура слова; Развитие фонематического слуха; Формированию навыков звукового анализа и синтеза.

     Путь освоения морфологии  в дошкольной педагогике называют развитем грамматического строя – грамматики, освоение лексики происходить путем расширения словаря  - лексики, фонология осваивается путем воспитание звуковой культуры речи и старшем возрасте подготовкой к обучению грамоте.

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи); 2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НАД ГРАММАТИКОЙ

1.      Одушевленные и неодушевленные существительные. (ответы на вопросы кто?  что? кого? чего?)

2.      Существительные мужского и женского рода и среднего рода.

3.      Единственное и множественное число существительных мужского женского и среднего рода. (роза-розы, шар-шары, яблоко-яблоки)  

4.      Существительные мужского и женского рода единственного числа в косвенных падежах (В.п., Р.п., Д.п., Т.п.). (умение склонять по падежам, при этом правильно проговаривать окончания)

5.      Существительные множественного числа в косвенных падежах (В.п., Р.п., Д.п., Т.п., П.п.).

6.      Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде. (красная роза - красный шар – красное яблоко)

7.      Согласование прилагательных с существительными множественного числа в именительном падеже (красивые куклы, игрушечные автобусы, воздушные облака)

8.      Согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде и числе. (мамина шляпа – мамины шляпы; детский стул – детские стулья, заячье ухо – заячьи уши)

9.      Существительные с уменьшительно ‐ ласкательными суффиксами. (ведро - ведерко, зеркало – зеркальце, и т.д.)

10.  Существительные с суффиксами ‐ник‐, ‐ниц‐,  ‐щик‐, ‐ист‐. (дворник, учительница, болельщик, футболист)

11.  Существительные, образованные с помощью суффиксов ‐онок‐, ‐енок‐, ‐ат‐, ‐ят‐, ‐их‐, ‐иц‐. (медвежонок, телёнок, лосята, зайчата, зайчиха, львица)

12.  Относительные прилагательные. (вишневый, лимонный, томатный, деревянный, кирпичный, песчаный)

13.  Притяжательные прилагательные. (лисий, заячий, куриный, и т.д.)

14.  Сравнительная степень прилагательных и наречий. (выше, ярче, толще)

15.  Глаголы настоящего времени в единственном и множественном числе. (сидит – сидят, стоит – стоят, и т.д.)

16.  Глаголы прошедшего времени мужского и женского рода. (сидела – сидел, стояла – стоял)

17.  Глаголы несовершенного и совершенного вида.(говорить – сказать, играть – поиграть, идти – сходить)

18.  Возвратные и невозвратные глаголы. (причесывать – причесываться, купать - купаться)

19.  Глаголы с приставками. (уехать – переехать -  заехать -  выехать)

20.  Предлоги  под, за, на, в, из‐за, из‐под со значением местонахождения.

21.  Предлоги в, из, обозначающие направление движения.

22.  Предлоги с,  в, на, из, на, над в других значениях.

 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НАД ЛЕКСИКОЙ

1.      Слова, обозначающие предметы (предметный словарь),

2.      Слова, обозначающие действия (глагольный словарь),

3.      Слова, обозначающие признаки, качества, состояния (словарь признаков).

4.      Слова, обозначающие визуально похожие предметы и действия (сарафан – фартук, фонтан – душ, майка – рубашка.)

5.      Слова, обозначающие ситуативно близкие предметы и действия. (каток – лёд, вешалка – пальто)

6.      Слова, обозначающие функционально близкие предметы и действия. (миска – тарелка, кружка – стакан, метла – веник)

7.      Выделение и дифференциация существенных и не существенных признаков предмета. (кислый, горький, сладкий…)

8.      Родовидовые отношения между предметами.(обобщения)

9.      Группы слов, обозначающих предмет и его часть.

10.  Группы слов, обозначающих животных и их детенышей.

11.  Группы слов, обозначающих животных и их жилища.

12.  Группы слов, обозначающих профессии.

13.  Родственные слова. (снег, снеговик, снежинка)

14.  Многозначные слова. (нос (человека) – нос корабля, легкая задача – легкий мороз)

15.  Паронимы. (коза – коса, трава – дрова)

16.  Омонимы.(лук, ключ, коса)

17.  Антонимы. (противоположные по значению: высокий – низкий)

18.  Синонимы. (близкие по значению - разные по звучанию)

  КАК РАЗВИВАТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ?

Первый этап заключается в обучении различать неречевыезвуки, то есть те, которые мы слышим, но не умеем произносить.

Что звучит?

В этой игре есть три этапа по сложности различения звуков:

 1. Барабан, колокольчик или погремушка?

 2. Связка ключей, деревянные ложки или шелест бумаги?

 3. Запакованные в коробочки макароны, рис или манка?

 Угадай, на чем играю.

Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, бубном, пианино, дудочкой, свистком.  Демонстрирует их звучание. Затем убирает игрушки за ширму. Сыграв на одной из них, просит детей угадать, что звучало.

 Слышим звон и знаем, где он.

Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту,  откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Только после того как ребенок легко и непринужденно сможет различать неречевые звуки, можно переходить к  более сложным упражнениям.

Даем элементарное представление о звуке. Объясняем, что один и тот же звук может  звучать по-разному.

 А-А-А — покажи горло врачу

 А-А-А — покачай куклу

 А-А-А — тебе больно

 O-O-O — стонет бабушка

 О-О-О—потянулся папа

 О-О-О— поет певец

Сначала ребенок сам учится воспроизводить звук, а потом за него это делает взрослый, а он отгадывает, что в данный момент происходит.

Отгадай, кто говорит

В гости пришли животные: кошка с котенком, собака со щенком, мышь с мышонком, утка с утенком.  Продемонстрируйте, кто как говорит (мама — более грубым голосом, ребенок – тоненьким). А потом играем в прятки: все сидят тихо, и вдруг кто-то заговорил. Сначала пусть ребенок выступит в роли животных, а потом он будет отгадывать.

Прежде всего, мы должны научить ребенка слышать звуки нашей речи, научить определять, из каких звуков состоят слова, которые мы произносим.

Вот примерная игра: Поиграем с малышом в «жуков». Вот жучки расправили крылья и полетели: ж-ж-ж. Дети бегают по комнате, машут ручками и с удовольствием жужжат. «Какую песенку поет жук?» — спрашивает взрослый. «Ж-ж-ж», — отвечают дети. «Давайте скажем слово "жук" так, чтобы услышать эту песенку: ж-ж-жук. Дети охотно повторяют слово, жужжат, вслушиваются в песенку жука. «А давайте послушаем, есть ли песенка жука в других словах? Крыж-ж-ж-жовник. Есть! А в слове нож-ж-ж-жницы? Тоже есть! Ж-ж-жаворонок. И в этом слове жук поет свою песенку! А в слове бабочка? Давайте послушаем: бабочка. Поет в этом слове жук песенку? Нет!»

 «Звенит» - «Жужжит»

Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками «З» и «Ж». затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть «З», ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует «Ж»: «Жужжит».

 

От звукоподражания переходим к словам. Теперь можно попробовать выделить звук в потоке произносимых. Сначала пусть ребенок следит за вашей артикуляцией, постепенно делайте ее менее выразительной и в конце концов прикройте рот или отвернитесь, чтобы в определении звука участвовал только слух. Начинать нужно с гласных или тех согласных, которые можно произнести протяжно:

Найди [а] среди звуков: УАОИРСЭАМА

 Найди [ш] средизвуков: АОШСУШОНШ

 Если ребенок справляется с заданием, можно предложить ему для анализа несколько слов с первым гласным звуком.  Сначала пусть первый звук будет ударным, потом безударным, а затем придет время и согласных. Например: если услышишь звук [а], хлопни в ладоши.

 МИР, СТОЛ, АНЯ, СУП, АСТРА, БОРЩ, АЛЛА, АНАНАС, ДОМ, АВТОБУС, СОК, РУКИ, АНТОН.

Существует определенная последовательность в которой необходимо отрабатывать звуки, то есть выделяем наличие звуков в звуковых рядах, слогах, словах

·         гласные У,А,И,Э,О,Ы

·         согласные раннего онтогенеза П, П’, Т, К, К’, Л’, Х, Х’

·         согласные позднего онтогенеза Ц, Т’, Б, Б’, Р, Р’, Д, Д’, Г, Г’, Ш, Ж, Л, Ч, Щ

364676.png

 

Практическое  обучение звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. так при анализе слова сыр произносим: сссыр, сыыыр, сыррр но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слово вслух, поэтому необходимо показать им слово в предметном плане, представив его звуковую структуру в виде модели

  • анализ и ситнез обратных слогов АП, УТ, ОК, ОС
  • анализ и синтез прямых слогов СА, СУ, СО
  • анализ и синтез закрытых слогов САС
  • анализ и синтез слогов со стечением согласных СТА, СТУ, СКА
  • анализ односложных трех звуковых слов МАК, СУП, КОТ
  • анализ двусложных слов ЗУБЫ
  • анализ односложных слов со стечением согласных в начале слова и в конце СТОЛ