«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи
глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце,
дождь, снег.
Ход.
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые
обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на
картинках.
Например:
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)
И т.д.
«Козлята и волк»
Цель. Заканчивать сказку по её началу.
Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик
Ход.
Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.
- Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни.
Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был
маленький /показ/…(Дети договаривают: зайчик)
Воспитатель: зайчик говорит….
Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.
Воспитатель: Козлята угостили его….
Дети: морковкой, капустой…
Воспитатель: потом они стали…
И т.д.
«Необычная песенка»
Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на
мотив любой знакомой ему мелодии.
Ход. Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили,
кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они
важно пели: О-О-О. (Дети попевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки.
Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук
А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И.
(Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали
распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше
всех поют наши девочки и мальчики.
«Ветерок»
Цель. Развитие фонематического слуха.
Ход.
Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук,
например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.
Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают
соответствующие движения
«Буратино-путешественник»
Цель. Ориентироваться в значении
глаголов.
Материал. Кукла Буратино.
Ход.
Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он
расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада
или на улице он побывал.
- Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.
- Зевают, отдыхают, спят…
- Пляшут, поют, кружатся…
Был Буратино в детском саду, когда дети:
- приходят, здороваются… (Когда это бывает?)
- обедают, благодарят…
- одеваются, прощаются…
- лепят снежную бабу, катаются на санках
«Что за предмет?»
Цель: учить называть предмет и его
описывать.
Ход.
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч).
Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и
т.д.»
«Угадай игрушку»
Цель: формировать у детей умение находить
предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он
обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети
затрудняются 3-4.
«Кто больше увидит и назовёт»
Цель: учить обозначать словом и действием
части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход.
Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят,
обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье,
туфельки, носочки.
«Назови как можно больше предметов»
Цель: упражнять детей в чётком
произношении слов.
Ход.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше
предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их
зрения)
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не
повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель
может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.
«Олины помощники»
Цель: образовывать форму мн. Числа
глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход.
- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте,
кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
- Что это? (Это ноги)
- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети
отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят,
моргают…)
«Разноцветный сундучок»
Цель: учить детей при согласовании
существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на
окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход.
Воспитатель:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют,
что на ней изображено.
«Скажи, какой?»
Цель: Учить детей выделять признаки
предмета.
Ход.
Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети
указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»
«Садовник и цветы»
Цель:
закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)
Ход. Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы.
У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок;
ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел
чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел
ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику,
говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели
взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до
тех пор, пока садовник не перечислит все цветы. Содержание этой игры можно
легко изменить: «»Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды»,
«Дрессировщик и его звери» и т.д.
«Разбуди
кота»
Цель. Активизировать в речи детей
наименование детёнышей животных.
Материал. Элементы костюма животных (шапочка)
Ход.
Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на
стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша
животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос
(издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если
персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.