РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

          На протяжении всего дошкольного детства у ребенка активно развивается речь. А что такое речь? 

РЕЧЬ — форма общения (коммуникации) людей посредством языка.

    Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Речь оформляется в соответствии с нормами языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в речи. Речь, являясь средством выражения мыслей, становится основным механизмом мышления человека, средством осуществления мыслительных операций. Тесно связана речь  и с другими психическими процессами: восприятием, запоминанием и воспроизведением. В зависимости от вида речевой деятельности выделяют речь внешнюю и внутреннюю, устную и письменную. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

   Речь ребенка начинает развиваться постепенно. В  период раннего онтогенеза дети проходят так называемый доречевой период развития, вы все знаете эти состояния.  Обычно выделяют следующие типы вокализаций: крики, плач, гуление и лепет. На смену лепету приходят слова со звуками раннего онтогенеза, в среднем к 2 годам у ребенка должна сформироваться фразовая речь, словарь расшириться и начать постепенно формироваться грамматический строй, Ребенок начинает овладевать языком.

В нашем понимании как системой языковых знаний, освоение языковой системы длительный процесс и длится всю жизнь, т.к. язык явление развивающееся. Остановимся подробнее на системе языковых средств.

Графика: Письмо и чтение; Смысловая сторона письменной речи

Синтаксис: Связная речь; Оформления речевого высказывания

Морфология (грамматика):  Словоизменение; Словообразование

Лексика: Расширение словаря; Формирование связей между лексическими единицами

Фонология: Звукопроизношение, слоговая структура слова; Развитие фонематического слуха; Формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Путь освоения морфологии мы в дошкольной педагогике называем развитие грамматического строя – грамматики, освоение лексики происходить путем расширения словаря  - лексики, фонология осваивается путем воспитание звуковой культуры речи и старшем возрасте подготовкой к обучению грамоте.

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

  1. развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи); 
  2. развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

  Готовность ребенка к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т.е. переключения внимания от семантики слова к его звуковому составу – к умению услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности.

Основной единицей обучения в это время является отдельный звук и звук, выделенный из состава слова. Как говорилось выше, в процессе постановки, уточнения, а затем закрепления правильного произношения звуков проводятся упражнения с целью развития слухового восприятия. При этом дети учатся различать звуки, происходит развитие внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти. С опорой на подготовленный таким образом звуковой фонд дети упражняются в звуковом анализе и синтезе. Теперь на первый план выдвигается новая задача – научить детей слышать отдельные звуки в составе слова и уметь определять их последовательность.

Этапы развития фонематического восприятия

1.            Развитие неречевого слуха

2.          Развитие речевого слуха.  

  •     Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
  •     Различение слов, близких по звуковому составу
  •     Дифференциация слогов
  •        Дифференциация фонем

3.            Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

           Этот этап имеет определённую последовательность:

·         Определение количества слогов в словах разной сложности

·         Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука

·         Выделение из слога гласного, затем согласного звука

·         Выделение первого и последнего звука в слове

·         Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения

·         Определение места, количества, последовательности звуков в слове

.      Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)

Особенности развития связной монологической речи у старших дошкольников

     Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

    Рассказы принято подразделять на фактические и творческие. Первые, как показывает само название, передают реальные события (факты), что делается или на основе их непосредственного восприятия, или по памяти. Вторые строятся при активном участии творческого воображения, благодаря чему рассказ о реальных событиях может "обрастать" какими-то дополнительными деталями, не присутствовавшими в реальной ситуации.

 По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.

Описательный рассказ заключается в простом описании реальных или изображенных на картинке предметов, растений, животных. Здесь нет действующих лиц, нет никаких событий, а просто описываются характерные для данного предмета признаки. Например: "Медвежонок маленький, неуклюжий, лохматый; у него небольшие ушки и короткий хвост..."

В сюжетном рассказе имеются завязка действия, его развитие, доходящее до какой-то высшей точки (кульминационного момента), и завершение "происшествия", или так называемая развязка; события здесь должны передаваться в определенной временной последовательности, с учетом их причинно-следственных связей.

 Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Можно выделить следующие виды:

  1.         Рассказывание по игрушкам и предметам. (Описательные рассказы)
  2.      Рассказывание по картине.
  3.      Рассказывание из личного опыта
  4.      Творческое  рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам)
Вы можете просмотреть содержание работы  по развитию речи   в дошкольном возрасте, а так же скачать презентацию.