При нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое - возрастное косноязычие - уже перестаёт быть - возрастным. Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением. Здесь уже приходится говорить о нарушениях или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

        Необходимо знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть такие особенности в произношении, которые не пройдут с возрастом, и поэтому в таких случаях нужно как можно раньше обратиться к специалисту.

        Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение некоторых звуков. В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение звуков (чаще - свистящих и шипящих) и многое другое.

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

          Среди дефектов строения речевых (артикуляционных) органов наиболее часто встречаются:

  • Дефекты в строении речевых органов:  губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба;
  • Неправильное строение челюстей и зубов неправильный прикус.
  • Недостаточная подвижность губ и языка;
  • Короткая подъязычная связка (уздечка). Язык при этом лишён необходимой подвижности, а       главное, не может свободно подниматься вверх. Больше всего при этом страдают звуки: Р, Л, Ш, Ж.
  • Трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе!). Очень важно для ребёнка, различать звуки речи на слух (например, не путать: С-Ш, Р-Л, Ч-ТЬ и так далее), фонематический слух основа безошибочной письменной речи.

Во всех этих случаях (часто встречающихся!) нельзя ждать, пока "само пройдёт".  Здесь требуется врачебно-логопедическая помощь!

           Немного поговорим о том, что очень полезно для малыша. Несколько простых рекомендаций помогут вам улучшить его речь. Эти упражнения достаточно делать 5-10 минут в день, но ежедневно. К тому же, улучшится подвижность речевых органов и растянется "уздечка":

  • Облизывай верхнюю губку!
  • Щёлкай язычком, как лошадка цокает копытцами!
  • Открой ротик пошире и дотянись язычком до верхних зубок!
  • Очень полезны игры, где используются мелкие движения пальчиков: Зона мозга, которая отвечает за речь и другая зона, которая отвечает за мелкие движения рук - находятся рядом и взаимно влияют друг на друга, поэтому, развивая мелкую моторику (то есть, мелкие движения) пальчиков, вы одновременно развиваете и речь ребёнка!