СКАЗКА ПЕРВАЯ - О ЗВУКЕ [A]
Жил-был звук [a].
Он любил петь, широко открывая рот: «a__».
Иногда звук [a] пел очень тихо: «a, a, a».
Иногда - очень громко: «a, a, a».
Когда звуку [a] было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную
песню: «a__a__a__a__a__a__a__».
Бывали времена, когда звук [a] играл на барабане: «aaaaa, aaaaa».
А еще звук [a] пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то
выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:
a
a a a a a
\ \ \ \ \
\
A a a__a__a a a a
Всем вокруг нравился звук [a] за то, что широко открывал рот и пел на
разные голоса.
Вопросы и задания
О каком звуке эта сказка?
Что любил делать звук [a]? (Петь).
Когда звук [a] пел, как он открывал
рот? (Широко). Покажи, как пел звук [a]
(Открывал рот).
Как умел петь звук [a]? (Тихо, громко).
Спой тихо, спой громко.
Какую песню пел звук [a], когда ему было
грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную). Спой тихую, протяжную песню звука [a](«a__a__a__a__a__a__a__»).
На каком инструменте играл
звук [a]? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую
звук [a] играл на барабане («aaaaa, aaaaa»).
Какие песни звук [a] пел детям? (Колыбельные). Спой колыбельную звука«a»:
a a
a a a a
\ \ \ \ \
\
A a a__a__a a a a
За что всем нравился звук [a]? (Широко открывал
рот и пел на разные голоса).
СКАЗКА
ВТОРАЯ - О ЗВУКЕ [У]
Жил
да был звук [у].
У звука «у» была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал
губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок:«у, у, у».
Звук [у] умел
гудеть как пароход: «у__ у__ у__».
Умел звук [у] гудеть
и как поезд: «у__у__у__у__у__у__».
Звук [у] умел
гудеть и тихо: «у__у__у__», и громко: «у__у__у__».
Но больше всего звук [у]любил
играть на трубе: «уууууууу у__».
Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно
хлопали в ладоши и подпевали: «уууууууу у__ ».
Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда
звук «у»трубил отбой: «у__у__ у у у__».
Все расходились, а песня звука «у» раздавалась все тише и
тише:«у__у__ у у у__».
Так звук [у] утром
помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.
Вопросы
и задания
О
каком звуке эта сказка?
Какая
особенность была у звука [у]?
(или: Отчего песни звука «у» были похожи на гудок?) (Вытягивал губы
трубочкой).
Как
умел гудеть звук [у]?
(Как пароход, как поезд; тихо, громко). Спой все песни звука [у].
На
чем любил играть звук [у]?
(На трубе).
Заслышав
какую мелодию, все хлопали и подпевали? Спой и прохлопай(«уууууууу у__»).
Как
звук [у]трубил
отбой? Спой и прохлопай («у__у__ у у у__»).
СКАЗКА
ТРЕТЬЯ - О ЗВУКЕ [О]
Жил-был
звук [О].
Очень звук [О] любил
петь.
Пел он много и с душою.
Когда звук [О] пел,
рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «о, о, о».
Звук [О] был
в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О!
Какой зеленый остров!»
Звук [О] мог
не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих
цыплят: «о о о_ о о о_ о о о_ ».
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»
Очень многим нравился звук [О].
Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и
при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.
Вопросы и задания
О
каком звуке эта сказка?
На
что похож рот у звука [О]?
(На вытянутый кружок).
От
чего был в восторге звук [О]?
(От облака, от озера, от острова).
Кому
мог подражать звук [О] своей
песенкой? (Курице). Спой эту песенку («о о о_ о о о_ о о о_ »).
На
что были похожи рты у всех поющих со звуком «о»? (На вытянутые кружки).
Придумай
мелодию для звука [О],
прохлопай и спой ее.
СКАЗКА ЧЕТВЕРТАЯ - О ЗВУКЕ [И]
Жил-был звук [И].
Рот у интересного и привлекательного звука [И] всегда широко-широко
улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «и, и, и».
Иногда звук [И]играл на свирели.
И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко: «и__иии__
»; и низко: «и и ии ии и__» и протяжно:«и__ и__ и__ » и
отрывисто: «ии ии и». Но больше
всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука [И] песню о
Чижике-пыжике: «ии ии иии__ ии и ии ии и__». Когда звук [И] прилежно
выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь
его широкой улыбкой.
Вопросы и задания
О каком звуке эта сказка?
Как звучали песни звука [И]? (Игриво).
Почему песни звука [И] всегда были игривыми? (Рот широко-широко улыбался).
На каком музыкальном инструменте играл звук [И]? (На свирели).
Как могут звучать мелодии звука [И] ? (Высоко, низко, протяжно, отрывисто). Исполни все мелодии звука «и» («и__иии__ »,«и и ии ии и__», «и__ и__ и__ », «ии ии и»).
Какую песню в исполнении звука «и» любили слушать окружающие? (Чижик-пыжик.) Спой песню о Чижике-пыжике так, как ее пел звук [И], мелодию прохлопай («ии ии иии__ ии и ии ии и__»).
СКАЗКА ПЯТАЯ - О ЗВУКЕ «Э»
Жил да был звук [Э].
Звук [Э]всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а
язык с выгнутой спинкой приподнят: «э, э, э».
Звук [Э]задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»
Звук [Э]был известен и тем, что любил петь протяжные песни:«э__ э__ э__
э__ э__».
Больше других ему нравилась такая песня: «э э э__ э э э__ э э э э э__э__»
Так и жил звук [Э]задавал вопросы и, получив на них ответы, распевал свои
протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.
Вопросы и задания
О каком звуке эта сказка?
В каком положении всегда находился рот и язык у звука [Э]? (Рот приоткрыт, язык приподнят).
Какие вопросы задавал звук [Э]? (Это что? Это зачем? Это почему?)
Какие песни пел звук [Э]? (Протяжные). Спой и прохлопай мелодию протяжной песни («э__ э__ э__ э__ э__»).
Исполни песню, которая больше других нравилась звуку [Э] (»э э э__ э э э__ э э э э э__э__»).
Как пел звук [Э]? (Приоткрывая рот и приподнимая язык).
СКАЗКА ШЕСТАЯ - О ЗВУКЕ [Ы]
Жил-был звук [Ы].
Известен был звук [Ы] своим низким голосом.
Звучал его голос низко-низко оттого, что пел звук [Ы], немного улыбаясь
приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «ы, ы, ы».
Звук [Ы]умел петь и протяжно: «ы__ы__ы__», и отрывисто:«ы ы ы ы ы».
Иногда звук [Ы]играл на барабане: «ыыыыы ы, ыыыыы ы».
Иногда - пел тихие колыбельные песни:«ы ы ы ы ы__ы ы__, ы ы ы ы ы__ы ы__».
Звук [Ы] жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким
бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.
Вопросы и задания
О каком звуке эта сказка?
Чем был известен звук [Ы]? (Низким голосом).
Почему у звука [Ы] был очень низкий голос? (Пел с приоткрытым ртом и оттянутым назад языком).
Как умел петь звук [Ы]? (Протяжно, отрывисто). Спой протяжную и отрывистую песню звука [Ы], прохлопай мелодии(«ы__ы__ы__, ы ы ы ы ы»).
На чем иногда играл звук [Ы]? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук [Ы] исполнял на барабане («ыыыыы ы, ыыыыы ы»).
Какие песни иногда пел звук [Ы]? (Тихие, колыбельные). Спой колыбельную песню звука [Ы] («ы ы ы ы ы__ы ы__, ...»).
Как всегда улыбался звук [Ы]